Национальная Третейская Палата
Арбитраж
Практика
Новости
18 августа 2017 года
Минюст решил изменить Положение о Совете по развитию третейского разбирательства
Минюст РФ разместил на своем сайте текст изменений вносимых в Положение "О Совете". Самих изменений не так уж и много и даже на первый взгляд они  представляются вполне безобидными. Если же взглянуть на них в комплексе, то картина рисуется весьма удручающая. Итак, какие это изменения.
Предлагается увеличить число членов Совета до пятидесяти. Вряд ли нынешний Совет не справлялся с работой если учесть, что рассмотрел за год он всего 3 заявления, а остальные не дошли до Совета.  Увеличение членов Совета с очевидностью приведет к размыванию и так немногочисленных профессионалов в области арбитраже. Введение новых членов Совета приведет к вовлечению в него лиц, подконтрольных Минюсту, для чего похоже это и делается.
Вторая новелла касается весьма положительного на первый взгляд изменения.  Теперь если документов достаточно, то сотрудники Минюста должны передать их на рассмотрение Совета. И именно Совет решит вопрос о несоответствии закону или недостоверности сведений. В случае их обнаружения Совет вернет документы. У этого подхода есть весьма значимые минусы. В этом случае срок рассмотрения документов удлинится   с 10 дней до 3 месяцев, при этом Совет не будет отказывать  в выдаче разрешений, т.е. передавать документы в Правительство, а просто возвращать для устранения недостатков. Перспектива обжалования такого решения будет весьма туманна, поскольку в отличие от Минюста, Совет не является юридическим лицом или же органом решения которого могут быть обжалованы в связи с указанием на это в законе.  Однако, самым неприятным в  изменении процедуры может стать следующее изменение.
Совет может принимать решения в виде заочного голосования по опросным листам.  Таким образом выхолостится сам смысл работы Совета как общественного органа. Представьте, вынесли Вас на Совет, а даже ездить в Москву уже нет смысла, поскольку заседания как такового где будет обсуждаться, что законно, а что нет, каковы критерии наличия репутации, уже не будет.  Решение будет приниматься просто проставлением галочки в опроснике в соответствии с материалами которые представит Минюст по данному вопросу.  Места для объяснения заявителя, учет его аргументов, мнения специалистов арбитража по этому вопросу в принципе не смогут быть учтены. Более того, даже сам заявитель не будет знать какую информацию о нем представил Минюст членам Совета, какие о нем собраны сведения.  Да голосовать заочно многим членам Совета будет не стыдно, поскольку коллеги по цеху этого не видят. Да и есть ли у членов Совета время разбираться в мелких деталях недостатков поданного заявления...  Гораздо проще поверить на слово, что такие недостатки есть, чем погружаться в исследование спорного вопроса. Таким образом, заседания Совета могут превратиться в профанацию  простым решением председателя. Так что когда поправки будут приняты вероятность получения разрешения сведется исключительно к благоволению к заявителю со стороны Минюста и в самой малой степени будет зависеть от Совета или Правительства.  Поэтому когда видишь, что проект этого нормативного акта предлагают проанализировать на коррупциогенность это выглядит как издевательство. В данном случае, это будет идеальное место для коррупции, поскольку все будет зависеть исключительно от усмотрения всего нескольких лиц, а проверить правомерность принятия ими положительного решения   практически невозможно, уж больно загадочен такой критерий как наличие репутации .  
АКТУАЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ. Статья Ф.Н.Нигматуллина
       
ТРЕТЕЙСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО: ПЕРЕЗАГРУЗКА

Ф.Н.НИГМАТУЛЛИН
Член Правления Национальной Третейской Палаты, руководитель Комитета регионального развития Национальной Третейской Палаты, председатель Третейского суда Пермского края



«...19 февраля 2016 года в Калининграде под председательством министра юстиции РФ А. Коновалова и под эгидой Петербургского международного юридического форума состоялась выездная конференция
«Реформа третейского разбирательства. Что дальше?». Она стала первым мероприятием международного уровня после того, как в декабре 2015 г. был принят пакет законов о реформе третейского разбирательства в России. В конференции участвовало более ста представителей ТПП РФ, бизнес-сообществ и научной общественности, экспертов и специалистов в сферах арбитража и посредничества из России, Беларуси, Латвии, Литвы, Польши, Германии, Великобритании и Румынии. В ходе конференции прошли пленарное заседание и два круглых стола: «Создание и функционирование арбитражных учреждений: новые правила» и «Процессуальные новеллы в арбитраже». Состоялось профессиональное всестороннее обсуждение будущего реформы третейского разбирательства, дальнейших шагов по ее реализации. Участники обменялись также мнениями по поводу перспектив развития третейского разбирательства в России и за рубежом.
Сегодня поневоле вспоминается, сколько копий было сломано в спорах о необходимости повышать авторитет третейских судов. Об этом же заявил еще в декабре 2013 года Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ.
Горячо и заинтересованно юридическое и предпринимательское сообщества обсуждали предложенные правительством условия создания третейских судов некоммерческими организациями и многие другие проблемы третейского разбирательства. И наконец законодатель принял пакет законов о реформе третейского разбирательства в России. Но поставлена ли точка в решении животрепещущих проблем, стоящих перед самим судейским сообществом?..»

Статья опубликована в №2/3 журнала «Третейский суд» за 2016 год.